oleg kuvaev (samoleg) wrote,
oleg kuvaev
samoleg

Categories:

зловещая долина

Осторожно- зомби! Я, как человек начинавший именно с 3Д анимации и моделирования, уже сталкивался с этим интересным явлением. 3Д анимация и визуализация всегда стремилась к максимальному реализму. Я бы сказал фото-реализму, если пользоватся терминологией из живописи. И наконец, в начале 2000-ных примерно 3Д визуализация вплотную подошла к картинке практически не оличающейся от живой съемки. Однако тут всплыла интересная психоогическая проблема. Проблема известная ранее в робототехнике и описанная японским исследователем Masahiro Mori еще в 1970 году. Последние фотореалистические мультфильмы, например "Beowulf", "The Adventures of Tintin" или "Mars Needs Moms" просто поддтвердили что это явление сказывается и в массовой культуре и что мы наконец достигли уровня визуализации достаточного, чтобы столкнутся с проблеммой лицом к лицу на практике.

Оказывается, что людям вовсе не нравится, когда искуственно созданные образы слишком уж похожи на людей. Фильм "Mars Needs Moms", кинопроект Земекиса, базировавшийся на тенденции максимального сближения 3Д с живымы сьемками так вообще стал образцом полного финансового провала. Описание реакции выглядит довольно ненаучно и формулируется обычными людьми как "мне как-то не по себе". Uncanny_Valley То есть на границе естественности и искусственности есть особая зона "провала" графика комфортности восприятия. Зона "зловещей долины" ("Uncanny valley") и это, собственно, и стало научным называнием явления (вики). Название произошло именно от формы графика, представленного тут и отобажающго зависимость состояния комфорта человека в процессе коммуникации с искусственным образом в завиимости от степени "человекоподобности".

Явление изучается не на примере кино или анимации, ибо там это явление можно все-таки обойти разными путями. В кино мы имеем плоский экран и чисто развлекательное действо. Тут этот фактор не является таким уж важным. Хотя и тут от полной релистичности делается ощутимый шаг назад. Причем Голливуд даже, я б сказал, нахально пользуется этим эффектом создавая свои заведомо ужасные образы в кино именно в зоне "зловещей долины". И определенным образом создает в культуре и в массовом сознании сильно негативный образ робота-андроида, что сильно осложняет работу дизайнеров и психологов в реальной робототехнике.

Наибольшим препятствием это явление стало в коммуникативной робототехнике, с которой я сейчас по работе столкнулся. Там, к сожалению, в отличие от кино, этот психологический эффект почти никак не обойти. Роботов, слишком похожих на людей, все независимые наблюдатели описывают как "creepy" (жутковатых) и они вопринимаются скорее как "зомби". Почти мистический инстинктивный страх перед "человекообразными" неживыми объектами стал серьезным препятствием в деле создания полноценных роботов. Имеется в виду конкретно группа роботов, способных к полноценной коммуникации с людьми. Роботом задействованных на производстве это никик не касается. На данный момент существует несколько объяснений этого, но мне они кажутся дурацкими, кроме, пожалуй, сonflicting perceptual cues- противоречивые сигналы воприятия. То есть наше подсознание опознает человеческий образ, а сознание вывешивает флажок "неживое". Именно поэтому, вследствии противоречивых сигналов, подаваемых на наш центральный процессор, мы имеем на выходе почти мистичекое неприятие. Процессор просто не знает что с этой противоречивой информацией делать, какого рода коммуникация должна быть запущена. Отсюда есть несколько путей, но ни одного пока не придумано практически полезного. Мне тоже предстоит поломать над этим голову.
Tags: лытдыбр, телеги
Subscribe

  • мыслё

    Если люди, блин, просто будут добрее, отзывчивее и умнее- не будет никаких политических ни экономических ни национальных проблем. А пока алчных…

  • Бременские музыканты

    По ссылке- интересный, хоть и литературно бездарный, рассказ про то, как создавался знаменитый советский мульт-мюзикл "Бременские музыканты". Не…

  • (no subject)

    По давней традиции на завтрак всегда трескаю голландский UITSMIJTER (эутсмайтер). Тип горячего простого бутерброда. Тост, сверху обжарення ветчина…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • мыслё

    Если люди, блин, просто будут добрее, отзывчивее и умнее- не будет никаких политических ни экономических ни национальных проблем. А пока алчных…

  • Бременские музыканты

    По ссылке- интересный, хоть и литературно бездарный, рассказ про то, как создавался знаменитый советский мульт-мюзикл "Бременские музыканты". Не…

  • (no subject)

    По давней традиции на завтрак всегда трескаю голландский UITSMIJTER (эутсмайтер). Тип горячего простого бутерброда. Тост, сверху обжарення ветчина…